Прикладное РАДИО

Гражданская радиосвязь 27 мгц.





  • 7FM.Витебск и Витебская область.


  • "CB" - это сокращение от "Citizen's Band" (англ: "Гражданский диапазон"). Это значит, что любой человек может использовать радиосвязь в диапазоне 27 МГц. В зависимости от того, в какой стране вы живете, использование этого диапазона либо минимально урегулировано правилами проведения локальных связей, либо не урегулировано вовсе. По своей сути средства радиосвязи этого диапазона представляют собой носимые, возимые или стационарные радиостанции.

    Вы можете связываться с аналогичными радиостанциями в пределах их радиуса действия. Если установить одну радиостанцию в квартире, а вторую в автомобиле, то можно иметь постоянную связь "дом - автомобиль". Установив стационарные радиостанции в городской квартире и на загородной даче, можно иметь постоянную связь между ними.

    Возможности применения Си-Би связи весьма широки. Это достаточно надёжное и доступное средство связи, позволяющее связать, например, магазин со складом, склад с автотранспортом и т.д. Можно использовать Си-Би радиосвязь и на маломерном флоте - на катерах и яхтах. При этом дальность связи на воде значительно возрастает.

    Однако наиболее массовое применение Си-Би радиосвязь нашла в качестве подвижной связи. Радиостанции в автомашинах позволяют поддерживать постоянный контакт между собой, получать оперативную дорожную информацию, помощь при выборе маршрута, помощь при авариях и технических неполадок в пути. Пользуясь Си-Би радиостанцией можно связаться с пожарной охраной, милицией, скорой помощью, аварийными службами через специальные диспетчерские службы, которые окажут Вам помощь, вызвав по телефону нужную службу. (При должном развитии этих структур)

    Однако, в реальной жизни, СВ-радио, это радиосвязь в своем личном автранспорте, где чаще всего оно используется у профессиональных водителей дальнего следования - "Дальнобой".

    Для Витебска и многих других городов Республики Беларусь, каналом общего вызова, был принят 7-й частотный канал в частотной модулации (FM).Традиционно, за пределами города, владельцы СВ-радиостанций, устанавливают свои рации на 15 канал АМ, который принят для связи на автотрассах среди водителей большегрузов, дальнего следования.

    В Белоруссии использовать Си-Би-связь можно свободно без оформления разрешения в полосе радиочастот 26,965 — 27,860 МГц, с выходной мощностью передатчика 5 Вт и менее



    Примерная дистанция радиосвязи в режиме FM на частоте 27 мгц







    Техника CB-РАДИО



    В настоящее время, существует довольно большой выбор радиостанций СВ-диапазона. Разберем основные параметры, необходимые в наличии, для комфортного применения в автомобиле. Типичная СВ-радиостанция, должна иметь два вида работы (модуляций) - АМ и FM, что озночает АМПЛИТУДНАЯ МОДУЛЯЦИЯ и ЧАСТОТНАЯ МОДУЛЯЦИЯ.

    Для Си-Би диапазона помимо канального обозначения частот, применяется такое понятие как сетка. Каждой сетке присвоили имя в виде латинской буквы от А до L и разместили в каждой по 40 каналов. Шаг между каналами составляет 10 КГц, но в виде исключения каждая сетка содержит 5 так называемых "дырок", т.е. шаг между каналами 3 и 4, 7 и 8, 11 и 12, 15 и 16, 19 и 20 составляет 20 КГц во всех сетках. В этих дырках могут работать только некоторые радиостанции, которые умеют "ходить" не только по каналам, но и по частоте.

    Следующее разделение состоит в том, что существует два стандарта распределения частот по каналам и сеткам: Европейский и Российский. Разница между ними заключается в том, что все без исключения каналы Европейского стандарта заканчиваются на 5 (например 19-й канал европейской сетки "С" это 27,185 МГц), а Российский стандарт опустили по сравнению с Европейским на 5 КГЦ и соответственно на конце получили 0 (например 19-й канал российской сетки "С" это 27,180 МГц).

    Ниже приведена таблица соответствия частот к каналам и сеткам для самых распространённых радиостанций Си-Би диапазона в Европейском стандарте. Зеленым цветом выделены частоты, разрешенные на территории Казахстана. Использование остальных частот - категорически запрещено.

    Частота 27,065 Мгц (9-й канал сетки C - "аварийный") является частотой бедствия и безопасности, он служит для передачи сообщений о пожарах, авариях, несчастных случаях, поэтому следует воздерживаться от работы на данной частоте!


    Таблица соответствия частот каналам и сеткам


    Щелкните мышью по фотографии для увеличения !




    Таким образом, минимальное оснащение обычной штатной радиостанции СВ - диапазона
    должно выглядеть следующим образом:

    - Диапазон сетка -"С" с возможностью переключения режимов работы по частоте в "5"-ки и "0", то есть иметь Европейский стандарт и Российский (Польский). 40 каналов для работы в режиме АМ и FM модуляций.

    -Иметь мощность не менее 4 ВТ на выходе. (Бывают варианты рации с выходом в 10Вт).

    -Из основных органов управления, ручка громкости (Vol.) и ручка ручного управления шумоподавителя (SQUELCH). Хорошим будет дополнением, когда управление шумоподавителя есть не только ручное, но и автоматическое, что очень полезно в условиях движения на автомобиле по городу.

    -Наличие индикатора (дисплея) номера каналов и встроенного индикатора силы сигнала на передачу (косвенно покажет мощность) и силы сигнала корреспондента на прием. По этому показателю можно судить как ваша станция принимает вашего корреспондента.

    Все остальное, уже не будет иметь столь значительного значения, сколько просто может добавлять комфорта при ведении радиосвязи. Существуют типы радиостанций, у которых на борту имеются разные дополнительные фильтра от помех и вырезки нужного тембра сигнала, отображения не только номера канала, но и реальной частоты этого канала, различных дополнительных функций, которые по сути никак не увеличат существенно дистанцию радиосвязи, но могут значительно сказаться на цене рации. Конечный выбор конкретного аппарата, всегда остается за пользователем,где нужно всегда понимать, полезность данного приобретения.


    Антенны. Виды антенн и их настройка.



    Главные правила установки врезных антенн

    Антенна должна быть установлена на честную массу, несущий кузов. Устанавливать антенны на навесные элементы (фальшивую массу), двери, капот, багажник, крылья (иногда) не целесообразно. Даже если Вы используете кронштейн и зачистите краску в месте установки, эффективность такой системы сведется к эффективности магнитной антенны и мы теряем, примерно 30% эффективности, как на прием, так и на передачу. Прокидывать массу разными проводочками до несущего кузова смысла нет! Это будет не радиотехническая земля, а обычный громоотвод. После такой процедуры багажник или дверь хорошей землей не станут.

    На радиочастоте такой проводник будет являться LC цепочкой с плавающими параметрами, которая будет непредсказуемо влиять на настройку антенны. Надо сказать, что иногда такой фокус срабатывает, но чаще всего нет. При такой установке принимать антенна будет вполне сносно, но вот на передачу будет работать как магнитка или даже хуже.

    Высота и место установки антенны играют важную роль. Чем выше установлена антенна, тем эффективнее она работает. Установка «в крыло» или, еще хуже, в бампер сократят дальность приема-передачи процентов на 40-50. Лучше всего устанавливать антенну в центр крыши, хотя и не обязательно. Поговаривают, что установка на кронштейн, в угол крыши, никак не проигрывает установке в центр. Это не совсем так.

    В городе из-за переотражений эффект направленности выражен не будет, а вот на трассе или открытой местности, при работе на большие расстояния, направленность такой системы будет очень заметна. Причем, чем эффективнее антенна, тем заметнее будет эффект. Антенна будет эффективнее работать в сторону большей площади железной крыши! Причем, чем эффективнее антенна, тем больше этот эффект будет выражен и заметен. Но для большинства задач вариант установки в угол был бы более предпочтительным и здесь исходить нужно из соображений целесообразности.

    Если антенна врезается в крышу, место установки обязательно должно усиливается дополнительной металлической пластиной для обеспечения механической прочности.


    Главные правила использования антенны на магнитном основании

    Антенны на магнитном основании, как и врезные антенны, нужно устанавливать на честную массу. Несущий кузов. В этом случае они будут работать, так как задумано производителем и у Вас будет больше шансов, что антенну удастся настроить.

    Установка антенны на багажник, как многие любят делать, может привести к снижению эффективности работы антенны примерно на 30% или вообще неработоспособности всей системы. Иногда это работает, иногда нет.

    Длину кабеля антенны на магните нельзя произвольно изменять, например, нарастить или укоротить. Антенна перестанет настраиваться и работать.Кабель магнитной антенны, проложенный по салону, не стоит сворачивать в бухту, поскольку это тоже может повлиять на настройки антенны.

    Настройка магнитки, не сильно, но зависит от положения оной на крыше или крышке багажника машины. Настроив антенну в одном положении, если убираете ее, уходя домой, старайтесь ставить на тоже самое место, когда она Вам нужна.
    Настройка антенны Пожалуй, это вторая по важности процедура после корректной установки антенны. От правильности установки и настройки антенны зависит судьба выходного каскада передатчика вашей рации. При неблагоприятном стечении обстоятельств (вы воткнули антенну и «забили» на ее настройку и проверку) передатчик может выйти из строя утащив за собой не только транзисторы выходного каскада, но и всю рацию целиком. Но как же проверить корректность установки?

    Для настройки антенны, а также проверки корректности установки, нам понадобится прибор, КСВ метр. Существуют различные виды КСВ-метров, один из самых простых, показан на фото ниже.


    Алгоритм настройки антенн

    1.   Установить КСВ метр в систему между станцией и антенной, соблюдая правильность подключения. Усилитель при этом использовать недопустимо.

    2.   Замер КСВ должен производиться в нескольких точках, на нескольких разных каналах и желательно в разных сетках, для составления полной картины того, что твориться в антенне и кабеле.

    3.  Необходимо найти минимум КСВ (если он есть), записать где он находится и сделать соответствующие выводы о дальнейшей настройке. Если минимум КСВ находится ниже по частоте, то антенну нужно укоротить, если выше, то удлинить. Но в любом случае, минимум должен быть, если антенна установлена корректно и на качественной массе.

    4.  Найдя минимум и приняв решение о дальнейшей настройке производим манипуляции с антенной, удлиняем или укорачиваем штырь, убираем или добавляем витки в катушку согласования. Возвращаемся к пункту 2. Цикл повторять до тех пор, пока не будет достигнут результат.



    Надо сказать, что не всегда удается настроить антенну в КСВ=1, для некоторых сочетаний Антенна/Кузов, такой показатель не достижим. Такое часто бывает у Sirio Performer`ов Ничего страшного в этом нет, поскольку, например, при КСВ=1,5 потери будут около 5%, при КСВ=2, около 11%, что, в общем-то, не страшно и Вы, скорее всего, этого не заметите, и более того, это не повод для переживаний, скорее особенность данной конкретной установки.

    Радиостанция будет уверенно работать при КСВ, вплоть до 3, при условии, что нагрузка носит чисто активный характер (обычным КСВ метром оценить невозможно, нужен анализатор). Для работы с усилителем, нужно придерживаться правила, что КСВ должен быть не больше 2.


    Настройка антенны. Видео!








    СВ-РАДИО. Фото


    Щелкните мышью по фотографии для увеличения !
    Типичная схема подключения
    рации в автомобиле
    Простой прибор, КСВ-метр,
    для настройки антенны
    Вид многофункциональной
    радиостанци СВ-диапазона
    Различные антенны для автомобилей
    на СВ - 27 мгц
    Подключение КСВ-метра,
    для настройки антенны
    Типичный усилитель СВ
    в автомобиль мощностью до 100вт





    Ссылки. Возврат обратно!


    Документ обновлен:
    Server QRZ.RU
    Copyright © EW6T 2018-2023
    www.reliablecounter.com
    www.reliablecounter.com